ГЛАВА II.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. УРАВНЕНИЯ.
§ 5. Положительные и отрицательные числа. Сравнение чисел, знаки неравенства.
72. (Устно.) Пользуясь положительными и отрицательными числами, записать следующие показания термометра: 16° выше нуля; 10° ниже нуля; 5° тепла; 20° холода.
73. (Устно). Как записать, пользуясь положительными и отрицательными числами, положение: 1) истока Волги, расположенного на 228 м выше уровня океана; 2) озера Селигер, расположенного на 220 м выше уровня океана; 3) Каспийского моря, лежащего на 28 м ниже уровня океана?
74. Артель по плану должна давать ежемесячно 800 т продукции. Записать, пользуясь положительными и отрицательными числами, на сколько тонн артель перевыполнила (недовыполнила) ежемесячный план, если она дала в январе 900 т продукции, в феврале 750 т, в марте 860 т.
75. (Устно.) 1) Если повышение уровня реки на 10 см запишем +10 см, то как записать понижение уровня реки на 15 см?
2) Если доход в 500 руб. записать + 500 руб., то как записать расход в 100 руб.?
3) Если прибыль в 30 руб. записать +30 руб., то как записать убыток в 20 руб.?
Что будет обозначать в данном случае прибыль в 0 руб.?
76. В одном городе в течение года прибавилось т тысяч жителей, а выбыло из него п тысяч жителей. Записать прирост населения города за год. Объяснить смысл ответа при: 1) т = 2б, п = 4; 2) m = 3, n = 4.
77. В школу за год поступило k учеников, а выбыло из неё l учеников. На сколько человек изменилось число учащихся школы за год? Объяснить смысл ответа при: 1) k = 40, l = 32; 2) k = 56, l = 60; 3) k = 38, l = 38.
78. Мне сейчас а лет. Через сколько лет мне будет 15 лет? Записать решение формулой и объяснить ответ при значении а = 12, а =15.
79. (Устно.) Если число (—5) выражает величину проигрыша, то какую величину будет выражать число (+7)?
80. 1) Написать числа, соответствующие следующим точкам числовой ост А, В, С, М, N (черт. 7).
2)Отметить начисловой оси числа: (+3);(—2); (—0,5); (+ 4,5); 0. Записать их абсолютную величину.
81. Написать числа, противоположные каждому из следующих чисел, и отметить их на числовой оси;
— 7; + 5; — 1; — 3,5 ;
+ 0,6; 2; 0; — 0,4.
Объяснить, как расположены на числовой оси два взаимно противоположных числа.
82. Написать числа: 1) обратные следующим числам:
2; 1/3; 0,6; —5;
21/2; 1,4; 3,2; — 4;
2) противоположные числам:
—4 ; 1/3 ; — 2/5 ; 0,2
83. Записать с помощью знаков неравенства, которое из двух чисел больше другого:
1)—100 или 0,01; 2) — 24 или 25; 3) — 5/6или —5/7; 4) —0,125 или —0,1253;
5) —2/3 или— 3/4; 6) —13/24 или—7/8; 7) — 11/124 или — 7/31.
84. (Устно.) Назвать:
1) наибольшее из чисел:
—4; —1; —2,5; —0,01; —33/4;—15;
2) наименьшее из чисел:
— 5; — 1; 0; 1; —0,001; —8; — 121/2.
85. 1) Pасположить в порядке возрастания следующие числа:
—1,4; 2; —31/2; — 1; —1/2; 0,25; — 10; 5,2.
2) Расположить в порядке убывания следующие числа:
—4; l 2/3; 0,5; — l 3/4; 0,03; —1; 1; 0; —103; 54.
86. (Устно.) 1) Назвать несколько чисел, меньших:
—20; —0 3; — 3/4
2) Назвать несколько отрицательных чисел, больших: —5; —0,25; —l 3/5.
87. Отметить на числовой оси и записать все целые числа:
1) большие (—8), но меньшие (—2);
2) меньшие 0, но большие (—5);
3) большие (— 3), но меньшие 3.
88. 1) Указать на числовой оси числа, абсолютная величина которых 2.
2) Где на числовой оси расположены числа х, для которых:
|х|<1; |х|<5; |х|>3 ?
3) Может ли выражение 1 + |а| принимать значения, меньшие нуля?
89. 1) Известно, что |т| = |п| Можно ли утверждать, что т = п?
2) Известно, что | т | > | п |. Можно ли утверждать, что т > п? Привести числовые примеры.
3) Известно, что т < п. Можно ли утверждать, что | m | < | n | ? Привести числовые примеры.
ОТВЕТЫ
|