ГЛАВА II.
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА. УРАВНЕНИЯ.
§6. Сложение рациональных чисел.
90. (Устно.) Вертолёт поднялся сначала на а метров, а потом ещё на b метров. Определить, на какой высоте находится вертолёт.
Определить высоту подъёма вертолёта, если а = 2000; b =1500.
91. Рассмотреть чертёж 8. Составить задачи, для решения которых требуется:
1) сложить два положительных числа;
2) сложить два отрицательных числа;
3) к положительному числу прибавить отрицательное;
4) к отрицательному числу прибавить положительное число.
92. Построить на числовой оси сумму чисел:
1) (+ 3) + (+ 2); 2) (—4)+(— 1); 3) (+6) + (— 5);
4) (+3) + (—7); 5) (—6) + (+3); 6) (—2,5)+ (+2,5). .
93. Выполнить сложение:
1) (+2) + (+3); 2) (—4)+(—5);
3) (+ 15) +(—7); 4) (—10) + (+ 6);
5) (+31/2) + (—1 3/4); 6) (—8,5) + (—0,7);
7) (—81/3)+(+35/6); 8) (+0,75) + (—0,35).
94. Найти сумму х + у, подставляя вместо х и у следующие их числовые значения:
Пример решения № 1. (+8) + (— 5) = + 3.
95. Проверить правильность равенства а + b = b + а при следующих числовых значениях букв:
1) а = 7, b = —4; 2) а = — 5, b = 3;
3) а = —8, b= —6; 4) а =1, b = 0.
Сформулировать закон сложения, выражающийся равенством
а + b = b + а
96. Проверить правильность равенства а + b + с = (а + b) + с при следующих числовых значениях букв:
1) а =3, b = —5, с = — 4;
2) а = —2,5, b = 0, с = 1,3;
3) а = 4,5, b = —31/4, с =1;
4) а = —2,43, b = —1,24, с = — 0,56.
Сформулировать закон сложения, выражающийся равенством
а + b + с = (а + b) + с
97. Вычислить кратчайшим путём следующие суммы, применяя переместительный и сочетательный законы:
1) (-12) + (+11) + (-8) + (+39);
2) (+45) + (—9) + (—91) + (+5);
3) (— 5,4) + (+ 0,2) + (— 0,6) + (+ 0,08);
4) (+0,65)+ (—1,9)+ (—0,1)+ (—0,65);
5) (—21/2) + (+5/6) + (—0,5) + (+ 11/6);
6) (+ 0,25) + (—1/4) + (—31/8) + (— 53/4);
7) (—0,1) + (+81/3) + (+112/3) + (+4,4);
8) (+ 5,2) + (—0,6) + (+3/5) + (—3,2).
98. (Устнo.) 1) Может ли а + b быть меньше а? Привести числовые примеры.
2) При каком условии а + b = а? Привести числовые примеры.
99. (Устно.) В одном классе а учащихся, в другом классе b учащихся. Сколько учащихся в обоих классах вместе?
1) Написать ответ на вопрос задачи в общем виде.
2) Подставить в полученное выражение несколько допустимых значений букв а и b.
3) Могут ли буквы а и b принимать отрицательные значения? нулевые значения?
4) Придумать примеры таких величин, которые не могут принимать отрицательное числовое значение.
100. Найти числовое значение выражения x + y + z .
1) при x ≈ 2,3; y ≈ — 4,52; z ≈ 1,17;
2) x ≈ 6,4; y ≈ — 1,923; z ≈ 3,61;
3) x ≈ 6,63; y ≈ З; z ≈ —3,6.
101. Вычислить х = а + b + с, подставляя следующие значения букв:
102. Разность между приходом и расходом называется сальдо. Используя данные таблицы, записать с помощью положительных и отрицательных чисел и нуля сальдо за каждый месяц. Вычислить сальдо за пять указанных в таблице месяцев.
103. 1) К сумме чисел (—8 3/4) и (—2 5/6) прибавить число, противоположное 12/3.
2) К числу, противоположному (— 2 3/4), прибавить сумму чисел (—5,4) и (+ 8,2).
3) К сумме чисел (+1,25) и (— 13/4 ) прибавить число, обратное 1 1/5.
104. Вычислить:
1) | а + b + с | при а = 5; b = —1; с = — 8;
2) | x | + | y | + | z | при х = — 2;. y = 3; z = — 6.
105. (Устно.) Вычислить:
1) Абсолютную величину суммы чисел 9 и (—4).
2) Сумму абсолютных величин этих же чисел.
3) Которая из полученных сумм меньше?
ОТВЕТЫ
97. 1) 30; 3) —5,72; 5) —1; 7) 24,3 . 100. 1) ≈ —3,4; 2) ≈ 8,1; 3) ≈ 6. 101. 1) —16; 2) —2;
3) —34; 4) 44,3; 5) 77/150 6) 1601; 7) — 0,54 .103.1) —13 1/4 ; 2) 5,55; 3) .1/3 104. 1) 4; 2) 11.
|