ГЛАВА XI
СЧЁТНАЯ (ЛОГАРИФМИЧЕСКАЯ) ЛИНЕЙКА.
§ 48. Основная шкала счётной (логарифмической) линейки.
1476. При помощи циркуля и линейки выполнить сложение отрезков А В и CD (черт. 48).
1477. 1) На миллиметровой или клетчатой бумаге начертить чертёж по образцу и размерам, данным на чертеже 49.
2) Вырезать полоску бумаги, а затем разрезать её по линии MN так, чтобы получились две одинаковые шкалы С и D.
3) Используя правило сложения двух отрезков, найти при помощи полученных шкал С и D сумму 2+3.
1478. При помощи шкал С и D сложить следующие числа:
3 + 4; 5 + 3; 2 + 7; 3 + 7.
1479. 1) При помощи циркуля и линейки вычесть из отрезка АВ отрезок CD (черт. 48).
2) Используя правило вычитания отрезков, выполнить при помощи шкал С и D (черт. 49) вычитание чисел в следующих примерах:
6 — 2; 7 — 4; 5 — 3; 8 — 2.
1480*. 1) Вычислить степени с основанием, равный 2, по формуле у = 2х, заполняя следующую таблицу:
2) При помощи этой таблицы найти произведение следующих чисел, применяя правило умножения степеней с равными основаниями (am • an = am+n).
Например: 8 • 32 = 23 • 25 = 28 = 256;
16• 32; 8• 128; 4• 256; 64• 8.
3) Применяя правило деления степеней с равными основаниями (am : an = am—n), найти по-таблице:
512:64; 1024:32; 512:128.
1481*. Используя таблицу значений у = 2х, начертить на миллиметровой или клетчатой бумаге «двойную шкалу» следующим образом:
1) Значение х от 0 до 10 откладывать на прямой MN в масштабе: единица соответствует 10 мм, не делая цифровых обозначений.
2) Значения у, соответствующие данным значениям х, обозначить на этой шкале числовыми метками.
3) Сравнить полученную двойную шкалу с чертежом 50.
1482*. 1) Начертить и вырезать две одинаковые двойные шкалы у = 2х, используя указания, данные в задаче 1481.
2) Применяя изготовленные шкалы как счётную линейку, решить следующие примеры:
128 • 4; 8 • 32; 16 • 64; 1024 :128; 512 :16; 256 :32.
1483*. 1) Сделать счётную линейку для умножения и деления чисел вида у = 3х, используя указания, данные в задачах 1480—1482.
2) При помощи, линейки решить следующие примеры:
243•27; 2187•9; 27•729; 19683: 2387; 6561:729; 59049:81.
3) В чём заключается недостаток рассмотренных счётных линеек? Можно ли при помощи этих линеек найти произведение 15•7? Почему?
ОТВЕТЫ
|