22. Гласные буквы.
|
Нина-учительница.
Нина учила куклу: — Учи буквы! Это буква а. Это буква о. Это буква у. Это буква и. Это буква ы. Это буква э. Это
буква е. Это буква ё. Это буква ю. Это буква я.
|
Гласных букв десять:
а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я.
|
Упражнение 89. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.
Люся была больна. У неё болели зубы. Мама дала ей лекарство. Это помогло.
Упражнение 90. Припомните и назовите слова, которые начинаются с гласных букв. На какую глас- ную букву нет слов?
Упражнение 91. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.
По стране и днём и ночью, от утра и до утра, раздаётся гул рабочий, звон пилы и топора.
Упражнение 92. Прочитайте и определите, сколько в каждом слове гласных букв. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы.
Высокие горы, большие поля, степные просторы — родная земля.
|
Сколько в слове гласных букв, столько в нём и слогов: го-ры, зем-ля, боль-ши-е, род-на-я.
|
Упражнение 93. Спишите, разделяя слова на слоги.
Упражнение 94. Придумайте несколько слов со звуком а в начале, в середине и на конце. Запишите эти слова.
Образец: арбуз, сад, вода.
Упражнение 95. Придумайте и напишите пять слов со звуком о на конце.
Образец: лицо, стекло ... .
Упражнение 96. Придумайте по три слова со зву- ком у и со звуком и в начале и в середине. Запишите эти слова.
Образец: ученик, минута ... ; ива, квартира ... .
23. Звук и буква й.
мой мо-и
|
твой тво-и
|
рой ро-и
|
са-рай са-ра-и
|
Звук й слога не составляет. Буква й пишется только после гласных. Отличайте й от и.
|
Упражнение 98. Спишите, разделяя слова на слоги.
Москва — мой родной и любимый город.
Упражнение 99. Измените слова по данному об- разцу и напишите их.
Свои — свой, урожаи, сараи, попугаи, часовые, герои, трамваи.
Упражнение 100. Измените слова по данному образцу и напишите их.
Рисую чайник — рисуй чайник. Пускаю змей. Собираю грибы. Читаю книгу. Ко- паю грядку. Играю на скрипке. Слушаю песню. Решаю задачу. Гуляю и играю на лужайке.
Упражнение 101. Допишите слова, вставляя вместо точек букву й.
Летит стая граче... . Сено убрали в са- ра... . Под горо... бежит руче... . Поёт солове... . Зна... героев свое... страны. Охраня... колхозны...
урожа... . За правду сто... горо... .
Упражнение 102. Спишите и подчеркните слова с буквой й на конце.
Весёлый ветер лагерей встречает нас весной, цветы лугов, простор полей, зелёный шум лесной.
|
Упражнение 103. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й в середине.
Урожай, война, клей, муравей, ручейки, лужайка, май, скамейка, жнейка, соловей, красный, чайка, чайник, трамвай, сарай, ошейник, копейка.
Упражнение 104. Выберите и напишите только те слова, в которых буква й на конце.
Пью чай. Летит стайка грачей. Запрягай лошадей. Охраняй урожай. Холодно зайцу зимой. Делай змей. Дай мне лейку. Мой дедушка старый, но бодрый.
Упражнение 105. Спи- шите.
Зайка.
За ёлкой зайка. Хо- лодно зимой зайке. Скачет он по опушке весной. Снег
белый, и зайка белый.
|
|
Упражнение 106. Ответьте письменно на данные вопросы.
Чем умывают лицо? косой Чем пилят дрова? зимой Чем метут улицу? часовой Кто стоит на посту? пилой Когда бывают морозы? водой Чем косят траву? метлой
Образец:
Упражнение 107. Спишите и подчеркните слова с буквой й.
Наступил светлый май. На лужайке слы- шится детский крик. Бежит ручей. Цветёт красный мак. Пчёлы летят в улей.
Упражнение 108. Составьте рассказ со следую- щими словами:
май, лужайка, ручей, соловей, зайка.
24. Буква ъ (твёрдый знак).
ем — съем ешь — съешь есть — съесть
|
сел — съел сели — съели едим — съедим
|
едят—съедят
|
ъ (твёрдый знак) никакого звука не обозначает.
|
Упражнение 109. Прочитайте примеры.
Ваня сел и яблочко съел. Дети сели и весь суп съели. Черви на яблоне листья объели.
Упражнение 110. Спишите слова и подчеркните букву ъ.
Въезд. Съезд. Подъезд. Отъезд. Объезд. Ехал, въехал, съехал, подъехал.
Упражнение 111. Перепишите; слова с ъ под- черкните.
Ехал в гору. Въехал на гору. Сьехал с горы. Подъехал к мосту.
25. Слова с буквой э.
Эхо.
Катя не знала, что такое эхо. Вася пошёл с ней к лесу. — Эй!—закричал Вася. И в лесу закричало:—Эй! — Кто это кричит?—спросила Катя. —
Это эхо,— ответил Вася.
|
эй этот
|
эта это
|
эти эхо
|
этаж этажерка
|
При письме букву э надо отличать от буквы е: Слышно эхо. Надо ехать.
|
Прочитайте:
— Эй, кто там? — Это я. — Кто ты?—Я, Митя. — Это ты стучал? — Я.
Упражнение 112. Спишите; подчеркните в словах укву э.
Всё на солнце серебрится: эта травка, эти птицы, эти горы, эти долы, эти мошки, эти пчёлы.
|
Упражнение 113. Спишите; слова с буквой э под- черкните.
В нашем доме два этажа. На первом этаже живут Боря и Варя. На втором этаже живут Коля, Соня и Юра.
Упражнение 114. Данные слова соединяйте со сло- вами этот, эта, это, эти — где какое подходит— и записывайте.
Ручей. Озеро. Мельница. Луга. Синичка. Скворец. Сорока. Стая. Ученик. Ученица. Класс. Пионеры.
Образец: Этот колхоз. Это поле.
Упражнение 115. Спишите данные слова; букву э под- черкните.
Эхо, этаж, этажерка, экзамен. Это моё. Это твоё. Это ваше. Это наше. Это общее.
Упражнение 116. Спишите; слова с буквой э подчеркните.
В лесу раздалось эхо. В нашем доме три этажа. Положи эти книги на этажерку. Коля успешно выдержал экзамен.
26. Слова с буквой я.
Что делают котята? Чем они играют?
Упражнение 117. Выпишите только те слова, в которых буква я стоит в начале.
Яблоня, няня, ясли, ряды, яйцо, дядя, тётя, яма, имя, язык, ячмень, ящерица, Яша, песня, Катя, ястреб, ягнёнок, Варя, пять.
Упражнение 118. Спишите стихотворение и под- черкните в нём букву я.
В сентябре.
Ясным утром сентября хлеб молотят сёла. Мчатся птицы за моря, и открылась школа
|
Упражнение 119. Спишите стихотворение; слова с буквой я подчеркните.
Мячик.
Наша Таня громко плачет: уронила в речку мячик. — Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч.
Загадка.
Его бьют — он не плачет, а только скачет.
|
Упражнение 120. Спишите и подчеркните в словах букву я.
Няня, Валя и Вася были дома. Таня, Оля и Ваня пошли к дяде. Дядя был рад гостям.
27. Слова с буквой ю.
Упражнение 121. Выпишите слова с буквой ю в начале и в конце слов.
|
Юра, утюг, рисую, крюк, люди, изюм, слушаю, клюква, пою, юла, даю, Люба, ключ, строю, решаю, читаю, играю.
|
|
Упражнение 122. Спишите и подчеркните слова с буквой ю.
Люба и Юра играют. Люди проснулись, спешат на поля. С юга летят журавли. Юра пускает юлу. Пишу, читаю, ума запасаю.
Упражнение 123. Спишите стихотворение и под- черкните в словах слоги с буквой ю.
Краснеют на солнце сосен стволы. Разносится всюду запах сосны. По лесу иду я и песню пою, и слушают сосны песню мою.
28. Слова с буквой ё.
Новогодняя ночь.
Слышишь, слышишь: полночь бьёт! Тихо вышел старый год. И смеётся из пелёнок крепкий, радостный ребёнок, октябрёнок — Новый год!
|
Упражнение 124. Составьте предложения с дан- ными словами и запишите их.
Ручеёк. Костёр. Орёл. Василёк. Котёнок. Козёл. Серёжа. Берёза.
Образец: Серёжа читает. Ручеёк бежит.
Упражнение 125. Спишите; слова с буквой ё подчеркните.
Птичка вьёт гнёздышко. Серёжа хорошо поёт. Хорёк унёс цыплёнка. Идёт весна. Дует тёплый ветерок. Горит костёр.
Упражнение 126. Такое же задание, как в упражнении 125.
Серёжа гулял по лесу и увидал ёжика. Серёжа сунул ёжика в шапку и понёс до- мой. Дома Серёжин ёжик ловит мышей.
Упражнение 127. Спишите и подчеркните букву ё.
Легко на сердце от песни весёлой. Она скучать не даёт никогда. И любят песню деревни и сёла, и любят песню большие города.
|
Упражнение 128. Спишите стихотворение и под- черкните слова с буквой ё.
29. Слова с буквами е и ё.
Все пришли? — Все. Всё принесли? — Всё. Все пришли и всё принесли.
|
Прочитайте.
Весна. Ярко светит солнце. Дует тёп-
|
|
лый ветерок. Журчит под горой ручеёк. Берёзка и клён одеваются листьями. Пчёлки вылетели из улья. Зяблик вьёт на берёзе
|
уютное гнёздышко. Вышел на охоту ёж.
|
Упражнение 129. Измените слова по образцу и перепишите их.
Гнездо — гнёзда. Весло. Седло. Колесо. Бревнo. Озеро. Зерно. Стекло.
Упражнение 130. Спишите, изменяя слова по дан- ному образцу.
Огонь — огонёк. Пень Пузырь. Зверь. День. Стебель. Куль.
Упражнение 131. Спишите слова и скажите по одному предложению с записанными словами.
Ель — ёлка, мел — мёл, Лена — Лёля.
Загадки.
1. Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. 2. Родился ребёнок — не знал пелёнок; стал стариком — сто пелёнок на нём. (К-за,
кочан ка-усты.)
Упражнение 132. Спишите и подчеркните в сло- вах букву ё.
Небылица.
Собака на кухне лепёшки печёт. Кот в уголке сухари толчёт. Кошка на окошке платье шьёт. Курочка в серёжках избу метёт.
|
Рассмотрите картинки и скажите, какие предметы на них нарисованы.
Упражнение 133. Выпишите, что нужно для ра- боты плотнику; в выписанных словах подчеркните глас- ные буквы.
Топор, пила, коса, грабли, молоток, серп, шило, долото, клещи, рубанок, ножницы, вилы.
30. Согласные буквы.
Согласные звуки обозначаются 20 буквами: б, в, г, д, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Эти буквы называют согласными.
|
Упражнение 134. Прочитайте стихотворение и на- зовите согласные буквы.
Завтра в класс
Мы давно пересмотрели все листки в календаре. Мы считаем дни, недели, нам учиться в сентябре. Наконец-то в первый раз побежим мы завтра в класс.
|
Упражнение 135. Спишите слова; подчеркните в них согласные буквы.
Герой. Родина. Дружба. Земля. Стрелок. Поход. Отец. Разведчик. Победа. Празд- ник. Знамя.
Упражнение 136. Придумайте и напишите пред- ложения с данными словами; согласные буквы под- черкните.
Лес. Роща. Тропинка. Речка. Цветы. Кусты. Дятел. Лодка.
Образец: Лес шумит.
31. Мягкий знак в конце слова.
Брат не велел мне брать книги. Уголь сложили в угол.
брат—брать угол—уголь хор — хорь зелен—зелень
Какая разница в произношении звука т в словах брат — брать? Одинаково ли произносится звук р в словах хор — хорь? Чем обозначена мягкость согласных л и
н в словах уголь, зелень?
ь (мягкий знак) не обозначает звука. В конце слова он показывает мягкое произно- шение последнего согласного:
день, пыль, шесть.
|
Где больше звуков: в слове шест или шесть? А где больше букв? Какая буква прибавилась в слове шесть? Для чего прибавляется эта буква?
Упражнение 137. Ответьте, чем различаются слова в каждой данной паре.
жар — жарь пар — парь ел — ель удар — ударь мел — мель кон
— конь
Упражнение 138. Прочитайте и назовите слова, в которых согласный звук на конце произносится мягко.
Летом.
Жарко летом. Целый день печёт сол- нышко. В июле духота, пыль. А в лесу тень и прохлада. Вот ель широко раски- нула свои ветки. Какая здесь тень! Вот где славно побегать!
Упражнение 139. Выделенные слова выпишите парами.
Сложи уголь в угол. Рыбу жарь, пока в печи жар. Ваня ест яблоко, и я начну есть своё яблоко. Брат не велел брать книги. Мороз, нашу речку заморозь!
Образец: уголь—угол, ....
Упражнение 140. Напишите слова по данному образцу; мягкий знак подчеркните.
Двери—дверь. Дни. Цепи. Сети. Кони. Олени. Звери. Камни. Угли. Журавли. Степи.
Упражнение 141. Такое же задание, как в упраж- нении 140.
Караси — карась. Корабли. Кости. Голуби. Сухари. Окуни. Кровати. Буквари.
Упражнение 142. При списывании вместо точек вставьте пропущенные слова из второго столбика.
После лета наступает .... На дороге поднялась .... Рыбаки тянут .... Сегодня солнечный.... Затвори за собою ....
|
дверь осень сеть пыль
день
|
Упражнение 143. Скажите: какие летние месяцы? какие осенние? какие зимние? какие весенние?
Упражнение 144. Выпишите сначала названия лет- них месяцев, затем — осенних, зимних и весенних.
Январь, март, август, февраль, сентябрь, май, ноябрь, апрель, июль, октябрь, июнь, декабрь.
Образец: Летние месяцы: июнь, июль, август.
Упражнение 145. Спишите и запомните, как пи- шутся данные слова.
Пять, шесть, семь, восемь, девять, десять. Двенадцать, двадцать, тридцать.
Упражнение 146. Дописывайте по образцу нуж- ные слова. Букву ь и согласную перед ней на конце слов подчёркивайте.
Журавль — птица. Медведь —.... Карась —... . Гусь —... . Снегирь —... . Волк —... . Окунь
—... . Голубь —... .
Слова для дописывания: зверь, птица, рыба.
Упражнение 147. Спишите и допишите подходя- щие слова; они даны в конце упражнения.
Пойдём в лес грибы ... . Надо в огороде грядки ... . Пора на лугу траву ... . Встанем в кружок и начнём песенки... . Уж поздно; пора ... .
Слова для дописывания: искать, петь, по- лоть, спать, косить.
32. Мягкий знак в середине слова.
угол — уголки уголь — угольки
Какая разница в произношении звука л в словах уголки—угольки? Что показывает ь в слове угольки?
Как произносится звук н в словах день — деньки? Как произносится звук л в словах куль — кульки? Как произносится звук р
в словах зверь — зверьки?
Мягкий знак в середине слова показывает мяг- кое произношение согласного, после которого он стоит:
огоньки, деньки.
|
Упражнение 148. Измените слова по образцу и запишите их в тетрадь.
Огонь — огоньки. Стебель. Пень. Уголь. Пузырь. Конь. Ларь. День. Зверь. Хорь.
Упражнение 149. Спишите и подчеркните слова с ь между согласными.
Больному всё горько. Зацвели васильки. Над лесом поднялась большая белая птица. Медведь —сильный зверь. На коньках ка- тались
мы на скользком льду.
Упражнение 150. Такое же задание, как в упражнении 149.
Скоро весна.
Скоро весна. Солнце греет сильнее. Снег осел. Сугробы стали меньше. Лёд стал тоньше. Мальчики убрали коньки. Они ждут прихода
весны.
Упражнение 151. Расскажите по картинке:
Что устроили ребята? Где они устроили мельницу? Как они её строили?
Упражнение 152. Ответьте на данные вопросы; ответы запишите в тетрадь. Слова для ответа даны в столбике направо.
У чего нет конца? Чем синят бельё? Кому всё горько? Что на руках? Какая редька на вкус?
|
больному у кольца синькой горькая
пальцы
|
Образец: У кольца нет конца.
Упражнение 153. Выпишите сначала слова с ь на конце, а потом — с ь в середине слов.
Дождь, ельник, сирень, коньки, больница, сельсовет, мальчик, письмо, пальто, пыль, апельсин, карась, мельник, колокольчик, осень, просьба.
Упражнение 154. Придумайте рассказ „Рыбная ловля" с данными словами:
мальчики, гурьбой, мельница, речка, окуньки, ерши.
Упражнение 155. Отгадайте загадку:
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл.
|
|
33. Твёрдое и мягкое произношение согласных.
Я беру пилу. Я дрова пилю. Иди в сад и сядь на скамейку.
Какая разница в произношении звука л в словах пилу и пилю? Одинаково ли произносится звук с в словах сад и сядь?
Согласные звуки б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х могут произноситься и твёрдо, и мягко.
|
Упражнение 156. Ответьте, как произносятся согласные в данных словах: твёрдо или мягко. Слова за- пишите.
Лапа, кусок, холод, дорога, мыло, мама, ухо, осы, зубы, сады, волк, овца, фартук.
Упражнение 157. Такое же задание, как в упражнении 156.
Реки, пить, пилить, пять, деньги, люди, гири, Федя, любить.
Упражнение 158. Читайте данные попарно слова из левого и правого столбиков.
был—бил воз —вёз дым— Дима
|
лук—люк нос — нёс рад — ряд
|
Какой первый согласный в слове был? Какой первый согласный в слове бил? Как произносится звук б в слове был — твёрдо или мягко?
А в слове бил?
Упражнение 159. Прочитайте данные слова и ука- жите, какие согласные звуки в них произносятся мягко.
Лето, маляр, мясо, синица, ваза, телега, сестра, ребята, берег, заряд, дятел, берёза, баня.
Упражнение 160. В каждой паре слов назовите согласный звук, который произносится то твёрдо, то мягко.
вол — вёл ест — есть быль — был
|
шесть — шест мел — мель конь — кон
|
Упражнение 161. Выпишите выделенные слова па- рами по данному образцу.
1. У Степана две косы. Коси, Степан! 2. Лиса сыта. Мама купила сито. 3. Летают осы. Сменили у телеги оси. 4. Выли волки. Возьми вилы. 5. Миша рад, он посадил кустики в ряд.
Образец:
34. Написание жи, ши.
Летом мы жили в лагере. Было жарко. Рядом была широкая река. Мы там купа- лись, ловили ершей.
Согласные ж и ш всегда произносятся твердo
ежи ерши чижи ландыши
|
Упражнение 162. Спишите и подчеркните те слова, в которых есть слоги жи, ши.
У Миши новые лыжи. На улице лужи. В деревне тишина. Над водой летают cтрижи. Цветут ландыши. Ужи греются на солнышке. Дыши свежим
воздухом.
Упражнение 163. Данные слова перепишите со словом эти.
Эти камыши. Мышь. Стриж. Нож. Ёрш. Уж. Груша. Шалаш. Ёж. Ковш. Лужа. Чиж. Ландыш.
Упражнение 164. Напишите полные ответы на данные вопросы; жи, ши подчеркните.
Где живут мыши? Где растут рыжики? Где летают стрижи? Где живут ерши?
Слова для справок: в лесу, в норке, над водой, в воде.
Упражнение 165. Спишите и подчеркните в сло- вах слоги жи, ши.
Бежит ручей. Я живу в городе. В саду зреют груши. Пиши, но не спеши. Исправь свои ошибки. Конь бежит, земля дрожит. Змея шипит.
Жук жужжит.
Упражнение 166. Спишите стихотворение и под- черкните слова со слогами жи, ши.
Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложится.
|
Упражнение 167. Перепишите загадки. После каж- дой загадки напишите в скобках отгадку.
1. У туши уши, а головы нет. 2. Живёт без тела, говорит без дела; никто не видит, а всякий слышит. 3. Белее снега, чернее сажи, живёт в лесу, садится на крыши.
Отгадки: сорока, эхо, ушат.
Упражнение 168. Спишите; слоги жи, ши подчеркните.
Пришла зима. Летит пушистый снег. Крыши побелели. Лужи покрылись льдом. Рощи опустели. Давно улетели чижи, зяб- лики и стрижи.
Ребята готовят лыжи. Они рады зиме.
35. Написание ча, ща, чу, щу.
Согласные ч и щ всегда произносятся мягко.
туча чашка роща пища
|
Упражнение 169. Спишите; изменяйте слова по образцу; слоги ча, ща подчеркните.
Свечи — свеча. Дачи —... . Встречи —... . Рощи—роща. Чащи —... .
Упражнение 170. К каждому слову левого стол- бика подберите подходящее по смыслу слово из пра- вого столбика.
Тенистая ... . Скрипучая... . Чёрная .... Вкусная ... . Чайная ... . Колючая ... . Трудная ... .
|
туча посуда роща дверь пища задача проволока
|
Образец: Тенистая роща.
Упражнение 171. Спишите; подчеркните слоги ча, ща.
Два товарища поймали щуку да леща. Товарищу оказывай помощь. Над лесом показалась туча. Зашумела роща.
Упражнение 172. Спишите и подчеркните в сло- вах слоги ча, ща.
Стучат в калитку. Овчарка заворчала. Декабрь — начало зимы. Таня пила чай из чашки. Делу время, потехе час. В траве трещат кузнечики.
Упражнение 173. Спишите и подчеркните в сло- вах слоги ча, ща.
Я жду товарища. Дети бегут и кричат. Роща опустела. Вчера я видел первого грача. Туча промчалась.
чужой тащу
чулан щуку
Упражнение 174. Спишите и подчеркните в сло- вах слоги чу, щу.
Я учусь отлично. Реши эту задачу. Лиса почуяла добычу. Я чищу леща. Рыбак пой- мал большую щуку.
Упражнение 175. Напишите, как нужно сказать про себя.
Скакать— я скачу. Плакать— ... . Молчать—... . Кричать—... . Точить—... .
|
Искать —я ищу. Свистеть—... . Грустить—... . Полоскать—... . Тащить—... .
|
Упражнение 176. Спишите статью и подчеркните в сло- вах слоги чу, щу.
Жила в пруде хищная щука. Там же жили лещи, караси и ерши. Прячутся рыбы от щуки. Но щука хитра: ляжет на дно, в
траву, и караулит добычу.
Упражнение 177. Спишите статью „Зимой"; слоги ча, ща, чу, щу подчеркните.
Зимой.
Мороз крепчал. Лесную чащу освещала луна. Сторож Степан возвращался домой. На поляну выбежала лиса. Она почуяла человека
и скрылась в чащу.
Упражнение 178. Спишите; подчеркните гласные после ш, ч, щ.
Поезд свищет и шипит и колёсами стучит: — Я стучу, стучу, стучу, сто вагонов я тащу.
|
36. Повторительные упражнения на всё пройденное.
Упражнение 179. Поставьте вопросы к названиям предметов и выпишите только те из них, которые от- вечают на вопрос кто это?
Туман, ветер, Каштанка, жаворонок, верба, снежинка, капля, Даша, волк, туча, солнышко, трактор, часы, волна, ёж, песок, медведь,
журавли, корова, змея.
Упражнение 180. Выпишите названия тех пред- метов, которые встречаются парами.
Рукавички, ручьи, берега, грибы, когти, крылья, сапоги, рукава, коньки, пальцы, глаза, лыжи, уши, руки, ноги, рога, ягоды, колени, ноздри.
Не дразни гусей!
Упражнение 181. Рассмотрите картинку и рас- скажите, что тут случилось.
Упражнение 182. Напишите: кто живёт в поле? что растёт в поле?
Рожь, жаворонок, грач, овёс, гречиха, клевер, землеройка, картофель, полевая мышка, ячмень, пшеница, горох, лён.
Образец
Упражнение 183. Перепишите, отделяя предложения точкой .
У Миши была собака он назвал её Дру- жок жил Дружок в конуре днём Дружок сидел на цепи ночью он бегал по двору Дружок был
хорошим сторожем
Упражнение 184.К каж- дой картинке подберите из стихотворения подходя- щие предложения.
Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой.
Вот свернулись санки, и я набок — хлоп! Кубарем качуся под гору в сугроб.
Всё лицо и руки залепил мне снег. Мне в сугробе — горе, а ребятам — смех.
|
|
Упражнение185. Выпишите из статьи предложе- ния в три слова.
В лесу.
Хорошо летом в лесу. Шумят высокие сосны. Красуется кудрявая берёзка. Дуб раскинул шатром свои ветки. Алеет зем- ляника.
Звонко кричит иволга.
Упражнение 186. Перепишите стихотворение, раз- деляя слова чёрточками на слоги.
Кругом поля раздольные, широкие поля, лесок да речка вольная — вот родина моя!
Упражнение 187. Прочитайте стихотворение. Вто- рую часть его перепишите в тетрадь, разделяя слова на слоги.
Как хорошо у нас в стране! Она прекрасней всех на свете. Как ясно звёзды в вышине тебе с кремлёвских башен светят!
Тебя в стране любимой ждут походы, игры и науки, и каждый шаг твой берегут её заботливые руки.
Упражнение 188. Внимательно рассмотрите картинку.
Перечислите и запишите все предметы, какие на ней нарисованы.
Упражнение 189. Спишите стихотворение и под- черкните в нём гласные буквы.
Кремлёвские звёзды над нами горят, повсюду доходит их свет! Хорошая родина есть у ребят, и лучше той родины нет!
Упражнение 190. Спишите и подчеркните в сло- вах согласные буквы.
Утро.
Ярко рдеет восток. Тихо шепчет ли- сток. Громко крикнул петух. Звучно щёлк- нул пастух.
Упражнение 191. Прочитайте стихотворение сна- чала про себя, а потом все вместе, хором. Запишите его в свои тетради.
Разносятся песни всё шире, и слава гремит в вышине о нашей единственной в мире великой Советской стране.
Упражнение 192. Спишите и подчеркните слова, обозначающие имена и фамилии людей.
Меня зовут Ваня, а брата моего — Костя. Серёжины товарищи: Федя Цветков, Вася Громов и Стёпа Муравьёв.
Упражнение 193. Составьте рассказ по картинке.
Пословица.
У лисоньки-плутовки сорок две уловки
Упражнение 194. Придумайте предложения со сле- дующими словами:
козёл, орёл, лёд, клён, ёлочка, котёнок, зёрнышко, хорёк, пенёк, лён.
Образец: Котёнок катает шарик.
Упражнение 195. Придумайте предложения со следующими словами:
муравей, воробей, лейка, чайник, ска- мейка, фуфайка.
Образец: Воробей сидит на крыше.
Упражнение 196. Прочитайте стихотворения и озаглавьте их.
Пусты поля. Мокнет земля. Дождь поливает. Грач улетает.
|
Снег на полях. Лёд на реках. Вьюга гуляет. Иней сверкает.
|
Упражнение 197. Прочитайте рассказ.
Что я видел в лесу.
В жаркие дни любил я забираться в лес. Как там было хорошо, прохладно, весело! Вот муравей тащит соломинку. Никак не может он перебраться с ней через ко- решок. Вот он побегал, посуетился и по- шёл звать на помощь товарища. Вдвоём они легко перенесли соломинку. На траву упала с дерева шишка. Я поднял голову и увидал на ветке сосны пушистый
хвостик и остренькую мордочку белки. Вдруг на меня выскочил с разбегу заяц. Он остановился в испуге, сел на задние лапы, подёргал быстро ушами и кинулся в сторону.
Сколько картинок можно нарисовать к данному рас- сказу? Какие это будут картинки?
Упражнение 198. Спишите стихотворение и под- черкните слова с ь на конце.
Ярко солнышко играет. Ярко зелень отливает. В роще запах, свет и тень, Свеж и тёпел вешний день.
Упражнение 199. Составьте и запишите по од- ному предложению на данные слова.
шесть — шест мел — мель
зелень — зелен
Образец: Летает много ос.— У телеги слома- лась ось.
Упражнение 200. Спишите и подчеркните слова с ь в середине.
Меньше говори, да больше слушай. Огоньки в деревне светятся. Догорела в небе зорька. Мальчик поймал окунька.
Упражнение 201. Внимательно рассмотрите каж- дую картинку.
Под какой картинкой можно подписать название "Заботливая мать"? Какую картинку назовете вы „Первый вылет из гнезда" На какой картинке нарисовано: „Птичка гнездышко для деток вьёт"? Какую ещё картинку можно нарисовать про птичку?
Упражнение 202. Выпишите слова со слогами жи, ши, ча, ща, чу, щу,
Грачи заняли берёзовую рощу. На дворе мороз трещал. Звонко поют чижи. На улице - лужи. В мороз береги уши. Чужая сторона—мачеха. Чищу сапоги. Век живи, век учись. Товарища в беде выручай.
Упражнение 203. Измените слова по образцам и запишите их.
Нож — ножи. Груша — груша. Чиж—... . Крыша—... . Стриж—... . Шалаш—...
. Этаж —... . Ландыш —... .
Упражнение 204. Выпишите слова с буквой ё.
Бежит светлый ручеёк. На лугах пока- залась зелёная травка. В лесу цветёт голубая фиалка. Развесила серёжки куд- рявая берёзка.
Зацвела черёмуха.
Упражнение 205. Выпишите из стихотворении слова с буквой ё.
Птичка над моим окошком гнёздышко для деток вьёт: то соломку тащит в ножках, то пушок в носу несёт. Птичка домик сделать хочет. Солнышко взойдёт, зайдёт. Целый день она хлопочет, но и целый день поёт.
Упражнение 206. Спишите и подчеркните слова с буквой ю.
Люба поёт песню. Дима слушает песню. Я люблю петь песни. Я и сам пою.
Упражнение 207. Спишите; подчеркните слова с буквами е и э.
Эхо.
В это лето мы много гуляли. Были часто в лесу. Пели там песни, а эхо по- вторяло. Мы пели, и эхо пело.
Упражнение 208. Прочтите стихотворение хором. Запишите его.
Москва красою славитса. Из года в год растёт. Москву зовёт красавицей великий наш народ.
Упражнение 209. Спишите и подчеркните в словах букву е.
В стране советской всех ребят Октябрь сдружил навеки. Он у костра собрал отряд, он много лет тому назад зажёг костёр в Артеке.
Упражнение 210. Спишите и подчеркните в словах гласные буквы я, ю, и, ё.
В лагере.
Хорошо у пионеров в лагере. Ребята играют, купаются в реке, загорают. Ярко горит вечерами костёр. Помогают пионеры и ближнему
колхозу. Они сгребают сено, собирают колосья.
Упражнение 211. Спишите и подчеркните слова с буквами ж, ч, щ.
Весной.
Наступила весна. Прилетели скворцы. Они хлопочут около гнёзд. Проснулись от спячки ежи. В рощах кричат грачи. Хорошо весною!
Упражнение 212. Спишите стихотворение и вы- учите его наизусть.
Славься, наша родина, Советская земля! Здесь все пути народные собрались у Кремля.
|