Г Л А В А I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. § 8. ИЗМЕРЕНИЕ РАССТОЯНИЙ В КОМНАТЕ И НА МЕСТНОСТИ. Измерение расстояний в комнате, например: длины, ширины, высоты её, высоты и ширины окон и т. д. — производится с помощью метра или рулетки. Рулетка представляет собой неширокую ленту, металлическую или из плотной ткани, на которой нанесены деления на метры и сантиметры. Длина рулетки обыкновенно бывает 10 м и 20 м. Для сохранности и удобства использования рулетка заключается в кожаный или картонный футляр (черт. 36). Расстояние на поверхности земли измеряется с помощью рулетки или металлической мерной ленты длиной 20 м (черт. 37). Иногда расстояния измеряются с помощью полевого циркуля (черт. 38). Расстояние между ножками полевого циркуля делается или 1 м, или 2 м. Можно расстояние измерить шагами, но для этого нужно предварительно узнать длину своего шага и уметь переводить полученное число шагов в метры. Чтобы узнать длину своего шага, нужно отмерить расстояние длиной в 10 или 20 м и прошагать его несколько раз, записывая каждый раз полученное число шагов. Затем найти среднее число шагов. Например, пусть первый раз на 20 м получилось 301/2 шага, затем 32 шага, 311/2 шага, 30 шагов1. (301/2 + 32 + 311/2+ 30) : 4 = 31. Разделив 20 м на среднее число шагов (31), найдём среднюю длину шага: 0,65 м (с точностью до 0,01). После этого полезно составить для себя такую таблицу: По этой таблице легко переводить полученное число шагов в метры. Например, если при измерении какого-либо расстояния получилось 724 шага, перевод их в метры может быть выполнен так:
Упражнения. 1. Измерить длину, ширину и высоту своего класса, своей комнаты. 2. Провешить прямую линию на школьном дворе или на каком-нибудь земельном участке. 3. Измерить расстояние между двумя какими-нибудь пунктами с помощью мерной цепи или рулетки или с помощью полевого циркуля. 4. Составить таблицу для перевода своих шагов в метры. 5. Измерить шагами расстояние от своей квартиры до школы и перевести в метры. 6. Определить на глаз расстояние между какими-нибудь пунктами, затем измерить то же расстояние шагами и перевести в метры. Вычислить, какой процент составляет ошибка, полученная при определении расстояния на глаз. |