ГЛАВА 3
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Ответы и решения
423.
Уединим один из радикалов, например первый. Получим √y +2 = 2 + √y — 6 .
Возведем обе части в квадрат. После приведения подобных членов и сокращения на 4 будем иметь √y — 6 = 1, откуда у =7. Проверка показывает, что этот корень годен.
Замечание 1. Здесь и в дальнейшем мы считаем корни квадратные и вообще корни четных степеней арифметическими. См. предварительные замечания . Относительно корней нечетных степеней см. примечание к задаче 451.
Замечание 2. Проверка делается для того, чтобы обнаружить лишние корни (они могут получиться при возведении обеих частей уравнения в квадрат). В данной задаче лишних корней нет. Но возьмем уравнение √y +2 + √y — 6 = 2, отличающееся от данного только знаком. Решая его тем же способом, получим √y
— 6 = —1. Возведя в квадрат, найдем тот же корень у =7. Он не годится; взятое уравнение вовсе не имеет решения. Здесь можно было бы обойтись и без проверки, так как и без того видно, что √y — 6 не может равняться —1 (см. замечание 1). Но в других случаях (см. задачи 426 и 432) без проверки обойтись нельзя.
Ответ у =7
__________________________________________________
424.
Решается, как предыдущая задача.
Ответ х = 6
__________________________________________________
425.
Уединив первый радикал, возведя в квадрат и упростив, получим х—1 = 2√x — 1 Снова возведя в квадрат, находим (х—1)2—4(х—1) = 0. Это уравнение можно разделить на
х—1 , предварительно учтя, что х=1 есть один из корней. Тогда найдем другой корень х = 5. Можно также раскрыть скобки и решить квадратное уравнение. Проверка показывает, что оба корня годятся.
Ответ x1 = l, x2=5.
__________________________________________________
426.
Поступая как в предыдущей задаче, найдем х+22 = = 7√3x — 2, а отсюда x2—103x+582 = 0. Это уравнение имеет два корня: x1 = 6 и x2=97. Данному уравнению удовлетворяет только первый корень,
второй—лишний (он удовлетворяет уравнению √3x — 2 — √x + 3 = 7, отличающемуся от данного знаком при радикале).
Ответ х = 6.
__________________________________________________
427.
Решается, как предыдущая задача. Из двух корней x1= —1; x2= 3 второй лишний.
Замечание. х = 3 есть корень уравнения — √x + 1 + √2x + 3
Ответ х = —1
__________________________________________________
428.
Ответ x1 =34; x2=2.
__________________________________________________
429.
Ответ х = 4.
__________________________________________________
430.
Возводим в квадрат. Получаем уравнение х √x2+ 24 — x2 — 2х = 0. Оно распадается на два уравнения: х =0 и √x2+ 24 —
x — 2 = 0. Второе дает x =5. Выполняем проверку.
Ответ x1= 0; x2=5.
__________________________________________________
431.
Данное уравнение приводим к виду
Возводим в квадрат и помножаем на x2 (при умножении на x2 есть опасность ввести лишний корень х=0). Получаем уравнение
Снова возводим в квадрат.
Ответ х = 3/4
__________________________________________________
432.
Помножив обе части уравнения на √(x + 2) (x + 3) , получим
√(x — 5) (x + 3) + √(x — 4) (x + 2) =7.
Поступая как в задаче 423, найдем
√(x — 4) (x + 2) = 4.
Отсюда получим два корня x1 = 6, x2=—4. Проверка показывает, что x2 не годится, получается неверное равенство 7/2√ 2 = —7/2√ 2
Ответ х = 6
__________________________________________________
433.
Освобождаемся от знаменателя. Получаем
√x2— 16 + √x2 — 9 = 7.
Это уравнение имеет два корня х=5 и х=—5. Однако при х=—5 выражение √x— 3 не имеет действительного значения (см. замечание 1 к задаче 423).
Ответ х =5.
__________________________________________________
434.
Приведем левую часть уравнения к общему знаменателю^
Отсюда
3(х +1) = 5√х(х+ 1).
После возведения в квадрат получаем
9(х + 1)2—25(х + 1)х =0
(х + 1) [9(х + 1)—25х]=0.
Ответ x1 = — 1; x2 = 9/16
__________________________________________________
435.
Решается, как предыдущая задача.
Ответ x1=2; x2= —1,6.
__________________________________________________
436.
Возводим обе части данного уравнения в квадрат. После тождественных преобразований получим √28— x = √7. При возведении в квадрат есть опасность ввести посторонний корень, удовлетворяющий уравнению, отличающемуся от данного
знаком правой части. Уравнение √28— x = √7 имеет единственный корень х=21. Он не посторонний, так как
Ответ x = 21.
__________________________________________________
437.
Перепишем уравнение так:
Освободимся от знаменателя; при этом есть опасность ввести лишний корень х = 0 (так как знаменатель обращается в нуль при х = 0). Других лишних корней быть не может, так как х = 0 есть единственный корень уравнения (см. решение задачи 383)
После упрощения получаем уравнение
2х — 2√x2— x — √x = 0,
одним из корней которого является х = 0. Однако этот корень лишний, так как при х = 0 правая часть исходного уравнения теряет смысл. Выносим за скобку √x
√x (2 √x — 2 √x — l — l) = 0
Решая уравнение √x (2 √x — 2 √x — l — l) = 0 (см. решение задачи 423), находим х = 25/16 Выполняем проверку.
Ответ х = 25/16
__________________________________________________
438.
Сначала освобождаемся от иррациональности в знаменателе. Умножаем для этого числитель и знаменатель на √27 + x + √27 — х. получим
или, после упрощений,
Отсюда находим х = ±27. Оба корня годятся.
Ответ х = ±27
__________________________________________________
439.
Уединив радикал, возведем обе части уравнения в квадрат. Будем иметь
x2 — аx = — x√x2+ а2
Это уравнение имеет корень x = 0. Для отыскания других корней разделим обе части уравнения на х (это можно сделать, так как теперь x =/= 0). После этого снова возведем обе части в квадрат. Получим х = 3/4 а.
При проверке можно прийти к ошибочному заключению, что значения х = 0 и х = 3/4 а удовлетворяют всегда данному уравнению. Чтобы лучше уяснить суть ошибки, рассмотрим числовой пример.
Когда а = —1, данное уравнение имеет вид
Ни х = 0, ни х = 3/4 а = — 3/4 а не удовлетворяют этому уравнению (оно не имеет решений). Так же будет при любом другом отрицательном значении а.
Источник ошибки в том, что величина √а2 считается равной а, тогда как это верно лишь при а > 0. При а < 0 мы имеем √а2 = — a; например, √(— 3)2 = — (— 3).
Правильная общая формула (см. предварительное замечание, п. 3) такова:
√а2 = | а |.
Пользуясь этой формулой, мы найдем, что при х = 0 (когда левая часть уравнения обращается в нуль) правая часть равна а —√а2 = а — | а |. При а > 0 это выражение тоже равно нулю, но при а < 0 оно равно 2а. Следовательно, если а > 0, то значение х
= 0 есть корень уравнения; если же а < 0, то х = 0 не является корнем.
То же относится и к значению х = 3/4 а.
Ответ Если а > 0, то x1 = 0, x2 = 3/4 а; если1 а < 0, уравнение не имеет решений.
__________________________________________________
440.
Записанное без степеней с отрицательным показателем данное уравнение имеет вид
Первый способ Освобождается от знаменателя: Левая часть положительна, значит, поло-жительна и правая часть. Возводим в квадрат: Отсюда (значение —3/4 исключается, ибо x/a >0)
Второй способ. Уничтожаем иррациональность в знаменателе:
Выражение, стоящее в скобках, не может быть отрицательным; поэтому
или
Возводим в квадрат: , откуда .
Ответ х = 3/4а
__________________________________________________
441.
Решается, как предыдущая задача. Применяя второй способ, найдем
Выражение всегда положительно. Поэтому
Возводим в квадрат. Получаем , или, что то же
П р о в е р к а. Подставляя находим
Учитывая, что величина с2+1 всегда положительна, находим
Дальнейшие вычисления показывают, что данное уравнение всегда удовлетворяется.
Ответ , т. е. при с > 0 имеем при с < 0 имеем
__________________________________________________
442.
Вынесем за скобки в числителе и знаменателе левой части выражение √х+с и сократим на него дробь /
Сокращая на √х+с , мы предполагаем, что х =/= с. Если бы, решив полученное уравнение, мы нашли х =—с, то это значение не было бы корнем данного уравнения. Однако из дальнейшего видно, что такого корня мы не получаем.
После сокращения получим
Уничтожим иррациональность в знаменателе.
После упрощений найдем.8√х2— с2 = х + 9с. Отсюда x = 5c/3 или х= — 29/21 с.
Проверка показывает, что оба эти значения удовлетворяют уравнению при с > 0 и не удовлетворяют при с < 0.
Ответ При с > 0 имеем x1 =5/3 с и x2 = — 29/21 с ; при с < 0 уравнение не имеет решений.
__________________________________________________
443.
Первое подкоренное выражение преобразуем так:
х + 3 — 4√х — 1 = (х—1) — 4√х — 1+4= (√х — 1—2)2.
Аналогично второе подкоренное выражение равно (√х — 1—3)2 Данное уравнение принимает вид
|√х — 1—2| + |√х — 1—3|= 1 (A)
(см. предварительное замечание , п. 3).
Возможны три случая: 1) √х — 1 > 3; 2) √х — 1 < 2; 3) 2 <√х — 1 < 3.
В первом случае уравнение (А) принимает вид:
√х — 1—2 + √х — 1—3 — 1, или √х — 1 = 3.
Этот результат не согласуется с условием √х — 1>3. Во втором случае уравнение (А) принимает вид:
— (√х — 1—2) — (√х — 1—3) = 1, или √х — 1= 2.
Этот результат также не согласуется с условием √х — 1< 2. Остается третий случай, когда уравнение (А) приникает вид:
(√х — 1—2) — (√х — 1—3) = 1 . (В)
Это равенство является тождеством, следовательно, уравнение (А) удовлетворяется при всех х, для которых
2 <√х — 1 < 3
Так как величина √х — 1>0, то все три части неравенства можно возвести в квадрат, после чего находим
5 < x < 10,
т. е. решения данного уравнения содержатся в границе между 5 и 10 (включая и значения 5 и 10). Все они являются решениями данного уравнения, так как подходят под случай 3, когда данное уравнение (А) обращается в тождество (В).
Ответ 5 < x < 10
__________________________________________________
444.
Возведем обе части уравнения в квадрат, перенесем все члены в одну сторону и вынесем за скобки √a + x
√a + x (4 √a + x + 4 √a — x — √x ) = 0.
Это уравнение распадается на два. Из первого√a + x = 0 находим х = — а. Проверка показывает, что при а > 0 это значение удовлетворяет данному уравнению. При а<0 уравнение теряет смысл (так как √a — x становится мнимым).
Второе уравнение есть 4 ( √a + x + √a — x ) = √x . Если его решать, как в задачах 425 - 429, то получим (кроме заведомо лишнего корня x = 0) х = 64a/1025 .
Проверка покажет, что и это — лишний корень, так что второе уравнение вовсе не имеет решений. В этом проще убедиться, если применить следующий способ решения.
Переведем иррациональность в знаменатель (помножив и разделив √a + x + √a — x на сопряженное выражение √a + x — √a — x ). Получим
Разделив на √x (что возможно без потери корней, так как x = 0 не есть корень), получим √a + x — √a — x = 8 √x.
Вычитая это уравнение из полученного выше √a + x + √a — x = 1/4√x находим
2 √a — x = — 31/4√x
Но это равенство невозможно, так как левая часть есть положительное число, а правая — отрицательное. Если бы, не обратив на это внимания мы возвели обе части в квадрат, то получили бы лишний корень х = 64/1025 а'
Ответ Если а положительно, то х =—а; если а отрицательно, то уравнение не имеет решения.
__________________________________________________
445.
Здесь с успехом можно применить перевод иррациональности в знаменатель (см. предыдущую задачу).
Ответ х = 0.
__________________________________________________
446.
Ответ x1 = a; x2 = —b.
__________________________________________________
447.
Ответ (при a > l).
При а < 1 уравнение не имеет решений.
__________________________________________________
448.
Данное уравнение можно представить в виде
или
Возводим в степень 2/3. Получаем .
Отсюда
Проверка:
Ответ если а < 1, то уравнение не имеет решений.
__________________________________________________
449.
Полагаем 4√x = z. Тогда √x = ( 4√x )2 = z2
Уравнение примет вид
z2 + z —12 = 0.
Отсюда z1 = 3, z2= — 4. Так как 4√x должен быть положительным числом, то второй корень лишний.
Ответ х =81.
__________________________________________________
450.
Полагаем . Дальше решается, как предыдущая задача.
Ответ х =17.
__________________________________________________
451. Здесь и в дальнейшем корни кубические и вообще корни нечетных степеней мы не считаем арифметическими, допуская, что подкоренное число может быть и отрицательным (но обязательно действительным). Значение корня мы также считаем действительным числом.
Возводим обе части уравнения в куб. Получим
√10 + 2х + √15 —2х = 7.
Здесь можно уединить один из радикалов, а можно и на уединять.
Ответ x1 = 3; .x2 = — 1/2
__________________________________________________
452.
Возведем обе части уравнения в куб, применив формулу (a+b)3=a3+3ab(a+b)+b3. Получим
х + 33√х(2х — 3) [3√х + 3√2х — 3 ] + 2х — 3 = 12 (х — 1).
Выражение в квадратных скобках в силу заданного уравнения можно заменить выражением 3√12 (х — 1). Получаем
3√х(2х — 3)• 12 (х — 1) = 3 (х — 1).
Возводим в куб. Перенося члены в одну сторону, найдем
(х—1) [12х(2х—3)— 27(х—1)2]=0.
Это уравнение распадается на два:
х — 1 = 0 и 12х(2х—3) —27 (х— 1)2 = 0
Найденные корни проверяем.
Ответ x1= l , x2=3.
__________________________________________________
453.
Задача решается, как предыдущая.
Ответ x1= a, x2= b,
__________________________________________________
454.
Полагаем 3√х = z ; тогда 3√х2 = z2 Подставив в исходное уравнение, получаем
2z2 + z —3 = 0, откуда z1 = 1; z2= — 3/2
Ответ x1 = 1; x2= — 7/8
__________________________________________________
455.
Решается, как предыдущая задача.
Ответ z1 = 64; z2= — 125/8
__________________________________________________
456.
Полагаем 6√а + х = z; тогда √а + х = z3 и 3√а + х = z2
Ответ x1= —а; x2=1—а.
__________________________________________________
457.
Полагаем ; тогда и уравнение после ряда преобразований примет вид 12z2—7z—12 = 0; отсюда z1 = 4/3; z2= — 3/4
Второе решение отбрасываем, как отрицательное (см. замечание 1 к задаче 423 ). Для определения х получим уравнение
Ответ х = 7.
__________________________________________________
458.
Ответ x = ±5.
__________________________________________________
459.
Положим 3√х = z тогда 3√х2 = z2 и х = z3. Получаем:
Сокращаем первую дробь на z2—1, вторую на z +1. Получаем z2— z —2 = 0. Но сокращение первой дроби законно только при условии, что z2—1=/= 0, а второй — только при условии, что z +1=/= 0. Между тем из двух корней z1=2 и z2=—1 второй дает z +1= 0. Он не годится, так как при z =—1
имеем х =—1, и левая часть данного уравнения теряет смысл.
Ответ x = 8.
__________________________________________________
460.
Полагая √х = z, преобразуем уравнение к виду
Сокращаем дробь на z + 2 (см. объяснение к предыдущей задаче). Получаем z2— z —6=0, откуда z1 = 3; z2= —2. Второй корень не годится, потому что, во-первых, выражение теряет смысл
и, во-вторых, z не может быть отрицательным числом.
Ответ x = 9.
__________________________________________________
461.
Здесь введение вспомогательного неизвестного, которым, мы пользовались в предыдущих задачах, не приводит к цели. Представляем уравнение в виде
Сокращаем дробь на √а—х + √х — b (сокращение законно, так как это число не может равняться нулю). После упрощений получаем √(а — х)(х — b) = 0.
Ответ x1= а; x2= b.
__________________________________________________
462.
Заданное уравнение представим в виде
Это уравнение распадается на два: первое √2—х = 0;его корень x1 =2; второе после освобождения от знаменателя будет √2(2—х) = 2 — √х.
Его корни x2 = 0; x3 = 16/9.
Ответ x1 =2; x2 = 0; x3 = 16/9.
__________________________________________________
463.
Ответ x =81.
__________________________________________________
464.
Если, уединив радикал, возведем обе части полученного уравнения в квадрат, то получим уравнение 4-й степени. Но в данном случае можно применить искусственный прием. Перепишем, уравнение в виде
√х2 — 3х + 5 + х2 — 3х + 5 = 12.
Полагая √х2 — 3х + 5 = z, получаем z2 + z—12 = 0. Берем только положительный корень 2 = 3.
Ответ x1 = 4; x2= — 1.
__________________________________________________
465.
Можно применить тот же прием, что в предыдущей задаче. Однако заранее можно сказать, что уравнение не имеет решений. Действительно, величина 3х2 + 5х + l при всяком х больше, чем 3х2 + 5х —8. Поэтому
√3х2 + 5х + l > √3х2 + 5х — 8 ,
значит, левая часть данного уравнения при всяком x отрицательна и, следовательно, не может равняться единице.
Ответ Уравнение не имеет решений.
__________________________________________________
466.
Обозначим через z одно из подкоренных выражений — удобнее всего положить у2+4у+6 =z. Уравнение примет вид
√ z + 2 + √ z — 2 = √ 2z.
Освобождаясь от радикалов, находим z2 = 4. Годится только корень z=2 (при z=—2 два подкоренных выражения отрицательны).
Решаем уравнение у2+4у+6 =2. Проверяем.
Ответ у = —2.
__________________________________________________
|